Над Ленинградом у самолета внезапно кончилось топливо. 25 лет власти скрывали информацию о случившемся.

В истории авиации известно 11 случаев, когда пилоты пассажирских авиалайнеров совершали вынужденные посадки на воду, но только 4 случая обошлись без человеческих жертв.

Американцы об одном из таких происшествий даже сняли фильм «Чудо на Гудзоне» в 2009 году с Томом Хэнксом. Но мало кто знает, что в СССР было свое подобное чудо.

21 августа 1963 года в 9 часов утра пассажирский лайнер Ту-124 вышел на регулярный рейс из Таллина в Москву.

После взлета пилоты обнаружили, что переднее шасси не убралось и заклинило.

Возвращение и посадка в аэропорт Таллина оказались невозможными из-за сильного тумана и диспетчеры направили самолет не в Москву, а на ближайший ленинградский аэродром «Пулково». К посадочной полосе в срочном порядке пригоняют пожарную технику и машины скорой помощи. Но, как оказалось, зря.

Уже в 11 утра Ту-124 показался в окрестностях Ленинграда. Посадка с полусогнутым шасси опасна — самолет может удариться корпусом об землю и взорваться. Чтобы снизить риск большого взрыва и последующего пожара, командир воздушного судна Виктор Мостовой решает израсходовать часть топлива, просто кружась над городом.

В ходе полета бортинженер Виктор Царев прорубывает дыру в полу кабины пилота и при помощи шеста пытается вернуть шасси в нормальное положение. Механизм не поддается.

Проделывая восьмой круг над городом, на расстоянии 20 километров от аэропорта и имея по данным топливомера 750 литров горючего (достаточно, чтобы долететь до посадочной полосы), пилоты обнаруживают, что левый двигатель отказал. Оказывается, что топливо внезапно закончилось.

Экипаж получает разрешение пролететь над городом, но топлива не хватает и на этот маневр. Правый двигатель тоже глохнет. Остается только садится на Неву.

Посадка на воду опасна тем, что самолет может просто переломиться как спичка. Неправильный угол посадки — и многотонная машина нырнет ко дну. Не рассчитаешь место — и самолет протаранит всё, что попадется на пути. И это при том, что всё просчитать надо за пару секунд.

Лайнер планирует с 500-метровой высоты. Руководство посадкой переходит второму пилоту Василию Чеченеву, который служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Проходит всего 14 секунд от момент отказа второго двигателя до посадки.

Для продолжения статьи перейдите на следующую страницу в низу: